Добро пожаловать!

Программа конференции «Японский язык в образовательном пространстве» (21-22 марта 2019)

21 марта (четверг)

 

10.00 – 10.20

Регистрация  (фойе 2 этажа)

10.20 – 10.40

Открытие  (ауд. 226)

10.40 – 11.20

Пленарная лекция доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента РАН Алпатова Владимира Михайловича

«Актуальные вопросы изучения японского языка в данное время», Институт языкознания РАН (ауд. 226).

11.20 – 11.40

Кофе-брейк  (фойе 2 этажа)

11.40 – 13.00

Секция 1. «Актуальные вопросы современного японского языкознания» (ч.1)

 

(ведет Алпатов Владимир Михайлович, ауд. 226)

 

1) Зверев Алексей Сергеевич,

«К вопросу об упорядоченности японской пунктуации (на материале японской запятой)», ИВРАН.

 

2) Мозгунова Александра Дмитриевна,

«Маркеры персуазивности в японоязычном рекламном тексте», МГПУ.

 

3) Панина Анна Сергеевна,

«Производные глаголы падения в японском языке», ИВРАН, МГПУ.

 

4) Румак Наталья Григорьевна,

«Вспомогательные средства выражения грамматических значений», ИСАА МГУ, МГПУ.

Секция 2. Современные подходы к обучению японскому языку

 

(ведет Корчагина Татьяна Ивановна,

ауд. 106)

 

1) Николова Вяра Василева, Петкова Гергана Руменова, «"Поливалентное образование" в поликультурной взаимообусловленной среде», Софийский Университет им. св. Климента Охридского (Болгария).

 

2) Раздорская Наталья Васильевна,

«О некоторых особенностях использования информационно-коммуникативных технологий при обучении японскому языку в магистратуре неязыкового ВУЗа»,

МГИМО.

 

3) Садокова Анастасия Рюриковна, «Пособия издательства "Кумон" по искусству как культурологический учебный компонент», ИСАА МГУ.

 

4) Шашкина Ольга Владимировна,

«Альтернативные подходы к закреплению иероглифического материала», СахГУ.

13.00 – 14.00

Обед в столовой ИИЯ (не входит в стоимость регистрационного взноса)

14.00 – 15.20

Секция 1. «Актуальные вопросы современного японского языкознания» (ч. 2)

 

(ведет Чиронов Сергей Владимирович,

ауд. 226)

 

1) Костыркин Александр Вячеславович, «Некоторые особенности грамматической разметки в японском письменном корпусе BCCJW», ИВРАН.

 

2) Стрижак Ульяна Петровна,

«Когнитивная природа оппозиции переходности-непереходности в японском языке», ВШЭ, МГПУ.

 

3) Чиронов Сергей Владимирович,

«Вербализаторы когнитивного статуса в русском и японском дискурсе»,  МГИМО, МГПУ.

 4) Шерстобитова Ксения Леонидовна, «Актуальные проблемы синонимии в современном японском языке», языковой центр «Евразия» (Москва).

Секция 3. «Методика преподавания японского языка как иностранного»

носителями языка»

 

(ведет Мисочко Григорий Олегович,

ауд. 106)

 

1) 中西・久実子 (Nakanishi Kumiko)、

「日本語教壇実習を海外の協定大学と連携して実施する意義と日本語e-learning教材の活用」、京都外国語大学。

 

2) 坂口・昌子 (Sakagushi Masako)、

「多言語化と『やさしい日本語』」、

京都外国語大学。

 

3) 阿部・弘 (Abe Hiroshi)、「文型表現の文脈化 〜ロシアの日本語教育における翻訳・文型教育の可能性〜」、

モスクワ市立教育大学、

国立研究大学高等経済学院、

モスクワ日本文化センターJF講座。

 

4) 黒岩・幸子、(Kuroiwa Sachiko)

「『まるごと』を用いた口頭表現クラスの実践報告 ―第一外国語として日本語を学ぶ大学生を例として―」、モスクワ市立大学、

モスクワ日本文化センター。

15.20 – 15.40

Кофе-брейк  (фойе 2 этажа)

15.40 – 17.10

Мастер-классы:

 

1) Савинская Анна Викторовна, «Интерактивные приемы обучения грамматике японского языка на старшем этапе в вузе», МГПУ

(ауд. 106).

 

2) Шашкина Ольга Владимировна, «Альтернативные подходы к закреплению и проверке степени усвоения иероглифического материала», СахГУ (ауд. 106).

Мастер-классы:

 

1) Васильева Людмила Владимировна,

«Теневой повтор "шедоувинг" на занятиях по аудированию как первый шаг к обучению синхронному переводу», ИСАА МГУ (аудитория уточняется).

 

2) Петкова Гергана Руменова,  «Использование японских народных сказок на занятиях по японскому языку в вузе», Софийский Университет им. св. Климента Охридского (Болгария) (ауд. 226).

 

22 марта (пятница)

 

10.30 – 11.10

Пленарная лекция

小野・正樹、「誤用から寛容への日本語教育 」、筑波大学(ауд. 226).

11.10 – 11.30

Кофе-брейк  (фойе 2 этажа)

11.30 – 12.50

/

11.30 – 13.10

 

Секция 4. «Развитие речевых  навыков»

 

(Ведет Бессонова Елена Юрьевна,

ауд. 106)

 

1) Бессонова Елена Юрьевна,

«Тема Олимпийских игр Токио 2020 на занятиях по японскому языку (устный аспект)», ИСАА МГУ.

 

2) Дегтярева Анна Владимировна, «Обучение японским реалиям в формате дискуссионного клуба

(с привлечением японских студентов)», РГГУ.

 

3) Деркач Александр Владимирович, «Аксиологический подход к формированию компетенции межкультурного общения на японском языке», МГПУ.

 

4) Пушкина Екатерина Алексеевна, «Использование современного японского кинематографа для формирования коммуникативных навыков», школа японского языка «Рокудай» (Екатеринбург).

 

 

 

 

Секция 5. «Актуальные вопросы организации учебного процесса в вузе и школе»

 

(Ведет Быкова Стелла Артемьевна,

(ауд. 226)

 

1) Быкова Стелла Артемьевна,

«Спецкурсы и их роль в подготовке японоведов», ИСАА МГУ.

 

2) Ибрахим Инга Самировна,

«Методологические подходы к созданию онлайн-курса японского языка начального уровня», СПбГУ.

 

3) Костикова Анна Викторовна,

«Оптимизация образовательного процесса при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках японского языка»,

ГБОУ Школа №1471 (Москва).

 

4) Корчагина Татьяна Ивановна,

«Обучение японскому языку на неязыковых факультетах МГУ», факультет глобальных процессов МГУ.

 

5) Старикова Алла Юрьевна,

«Детское творчество как средство повышения мотивации к изучению японского языка», ГБОУ Школа №83

с углубленным изучением японского и английского языков (Санкт-Петербург).

 

13.00 – 14.00

Обед в столовой ИИЯ (не входит в стоимость регистрационного взноса)

14.00 – 15.20

Секция  6.  «Развитие языковых навыков»

 

(ведет Шашкина Ольга Владимировна, ауд. 106)

 

1) Власова Наталия Васильевна,

«К вопросу о преподавании бенефактивных и залоговых форм», РГГУ.

 

2) Воробьева Галина Никифоровна, «Анализ структуры иероглифов и его использование в преподавании», Бишкекский гуманитарный университет (Киргизия).

3) Голубева Вероника Евгеньевна, «О когнитивном подходе к изучению грамматических конструкций японского языка: на примере глаголов направленности действия», МГПУ.

 

4) Сергеева Анастасия Игоревна,

«Методы контроля в процессе обучения японской письменности с точки зрения когнитивного подхода к обучению», МГПУ.

 

Секция 7. «Современные тенденции в разработке дидактических материалов»

 

(ведет Нечаева Людмила Тимофеевна, ауд. 226)

 

1) Маркович Лиляна, Тричкович Дивна, Крнета Наталия,

«Презентация учебника японского языка для начального уровня "Шаг за шагом"», филологический факультет Белградского университета (Сербия),

ИСАА МГУ.

 

2) Савинская Анна Викторовна,

«Использование Интернет-ресурсов в процессе создания дидактических материалов по японскому языку (вуз, старший этап обучения)», МГПУ.

 

3) Федянина Владлена Анатольевна,

«Структура и содержание учебного пособия "История японского языка (фонетика и грамматика)"», МГПУ.

 

4) Шиманская Анна Сергеевна,

«О роли преподавателя в образовательном процессе и новых подходах к разработке учебных материалов по японскому языку», МГЛУ.

 

11.10 – 11.30

Кофе-брейк  (фойе 2 этажа)

 

16.00 – 17.20

/

16.00 – 17.40 

Секция 8.  «Обучение японскому языку: ответ на потребности современного общества»

 

(Ведет Деркач Александр Владимирович, ауд. 106)

 

1) Буландо Роман Игоревич,

«Новые вызовы дидактики перевода в эпоху метамодерна», МГПУ.

 

2)  Киктева Мария Максимовна,

«Проектная деятельность в обучении японскому языку: направления, методы работы, анализ результатов», ВШЭ.

 

3) Коваленко Ангелина Сергеевна, «Медиация как отдельный вид общеевропейской речевой компетенции», МГПУ.

 

4) Никитина Лидия Владимировна, «Традиции питания в современном японском обществе как важный культурологический аспект при обучении японскому языку», ИСАА МГУ.

 

Секция 9. «Культурологический аспект в обучении японскому языку»

 

(Ведет  Гуревич Татьяна

Михайловна, ауд. 226)

 

1) Гуревич Татьяна Михайловна,

«Афористика как средство освоения иноязычной языковой картины мира», МГИМО.

 

2) Кудряшова Анастасия Вячеславовна, «Преподавание "Пути Чая" как один из способов формирования культурологической компетенции студентов»,

 ИСАА МГУ.

 

3) Лихолетова Ольга Романовна,

«Концепт  "間" в японской лингвокультуре», МГИМО.

 

4) Мизгулина Мария Натановна,

«Культурологический аспект в преподавании японского языка в средней школе», ГБОУ Школа №1223 (Москва).

 

5) Нечаева Людмила Тимофеевна,

«Воспитание на занятиях японского языка на основе концепта "義理"», ИСАА МГУ.

 

17.40 – 19.00

Подведение итогов. Фуршет (Китайский холл, 5 этаж)