Добро пожаловать!

Разговорные навыки обучаемых продвинутого уровня: рост в соответствии со стандартами ACTFL-OPI

1.        Цель данной статьи 

Нашей целью является,  во-первых,  разработка четкой системы критериев оценивания на занятиях по разговорной речи с использованием различных тем диалогов. Система критериев должна быть единой вне зависимости от тематики устного сообщения.

Во-вторых, опираясь на результаты оценивания, мы хотим разработать индивидуальные рекомендации, соответствующие уровню и выявленным проблемам конкретного обучаемого. Эти рекомендации, направленные на указание слабых мест (недостаточности навыков) студента, будут способствовать дальнейшему успешному продолжению обучения.

 

2.        Определение целей обучения разговорной деятельности (диалогу) и способы оценки

Прежде всего, рассмотрим учебно-методический план урока дисциплины «Устная речь. Говорение. Диалог». Программа предполагает, в основном, 6 видов задач, решаемых в процессе обучения. Каждая из них преследует отдельную цель обучения и разные способы оценивания учащихся.

1) Конструкция: в центре внимания – грамматические конструкции и лексика, необходимая для использования данных грамматических конструкций, а также диалоги, построенные на основе грамматических конструкций. Проверяется понимание грамматических конструкций и лексики.

2) Ситуация: моделирование разговорной деятельности в различных ситуациях, например, «Покупки», «Путешествие» и т.д. Моделируются и проверяются похожие ситуации. Это может происходить в форме ролевой игры или диалога. 

3) Функция: речевое воздействие. Отрабатываются умения функционального речевого воздействия, например, «Обращение с просьбой», «Отказ от предложения» и т.д. На основе выбранной функции речевого воздействия нужно оценить способность эффективно вести и завершать общение, используя необходимые выражения и грамматические конструкции.

4) Навыки ведения беседы: эффективное поддержание беседы, беседа на заданную тему. Оценка способности ведения беседы, эффективное использование таких приемов, как переспрашивание, поддакивание, применение техники заполнения пауз.

5) Задача: достижение практических целей диалога, коммуникативные навыки, техника поддержания беседы, речевое поведение «Техника переспрашивания, поддакивания» и т.д.  Надо проверить, достигнуты ли практические цели диалога? Поскольку оценивается достижение точно поставленной задачи, оценка навыков учащегося представляется относительно несложной.  

6) Тема беседы: различные темы общения, решение определенных поставленных задач. Как лучше оценивать обучаемого? По количеству сказанного? Количеству использованных грамматических конструкций? Какие рекомендации дать обучаемому для повышения уровня говорения? Чем выше уровень обучаемого, тем сложнее становятся темы, поднимаемые на уроке разговорного языка. Следовательно, «конкретные общераспростра-ненные темы» переходят в «абстрактные (образные) и узкоспециальные темы».

 

3. Сложные моменты оценки говорения

Учебные программы по подготовке специалистов с японским языком (востоковедов) требуют развития навыков говорения на разнообразные темы, например: «Религия Японии», «Традиционная культура», «Проблема отходов», «Проблемы суррогатного материнства», «Японские технологии», «Загрязнение окружающей среды», «История Японии» и т.д. Если обучаемый вынужден говорить на неудобную для себя тему, то он зачастую ограничивается собственным мнением или же просто пересказывает содержание материала из учебного пособия. У студента, как правило, есть «конек» – тема, на которую ему легко общаться. Однако позволяя студентам выбирать только «комфортные темы», мы не повышаем их уровень говорения на японском языке. Большая Советская Энциклопедия определяет востоковедение следующим образом: «Востоковедение – исторически сложившаяся в Европе наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока, под которым имеют в виду страны Азии и частично Африки». Поэтому в востоковедении определить объект изучения очень сложно. Будущему специалисту трудно изучать такое количество тем, особенно на уроках по разговорной речи. Так, как же оценивать разговорные навыки студента? 

 

4. Как определяется уровень?

Прежде чем говорить о технологии оценки, нужно определить исходные данные, то есть понять, как оценивается уровень владения японским языком (например, начальный, средний или же продвинутый). Определение каждого уровня пока остается очень приблизительным, субъективным, но все же есть определенная методика. Например, уровни часто разделяются по годам обучения, используемым учебным пособиям, а также результатам тестирования JLPT. Экспертное заключение об уровне можно сделать, опираясь на критерии CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка — система уровней владения иностранным языком, используемая в Европейском Союзе).

 

5. ACTFL-OPI

Дополнительно к упомянутым инструментам оценки уровня говорения у обучаемых, мы хотели бы представить методику оценки ACTFL (American Council on the Teaching of Foreign Languages www.actfl.org). ACTFL – это Американский̆ совет по обучению иностранным языкам, который объединяет более 12 500 педагогов иностранных языков и администраторов разных уровней, работающих в США. ACTFL с 1996 года разрабатывает и предлагает стандарты, применяемые в преподавании иностранных языков с целью совершенствования процесса обучения и системы оценки. ACTFL хорошо зарекомендовал себя и стал синонимом новшеств, качества, надежности и гибкости при изменяющихся потребностях обучения иностранным языкам. Став лидером в создании и совершенствовании стандартов, ACTFL сосредоточился на проблемах профессионального роста преподавателей и повышения качества обучения иностранным языкам.

В настоящее время деятельность ACTFL охватывает множество языков. Совет разрабатывает инструкции для разных уровней владения языком и систему тестовых заданий, которые используются учителями, администраторами и разработчиками учебных планов в государственном и локальном масштабах.

Кроме того, применяется OPI (Oral Proficiency Interview) – официальная система стандартов тестирования навыков говорения в процессе интервью. Тестирование (интервьюирование) проводится один на один с обучаемым на протяжении максимум 30 минут. Стандарты OPI могут быть использованы применительно к любому языку. 

 

6. Основные уровни и подуровни, применяемые при тестировании OPI

В разделе «Говорение» Руководства ACTFL по оценке языковой компетенции 2012 г. описываются пять основных уровней владения языком: экспертный, профессиональный, продвинутый, промежуточный и базовый. В описании каждого основного уровня  представлен конкретный перечень умений и навыков. В совокупности эти уровни образуют некую иерархию, в которой каждый включает в себя все низшие уровни. Основные уровни – продвинутый, промежуточный и базовый – разделены на три подуровня: высокий, средний и начальный.

Особенность данной методики тестирования в «универсальности» применения. То есть общая (универсальная) концепция подхода к оценке способности владения языком исходит из понимания и систематизации общих «критериев», предъявляемых к человеку, изучающему иностранный язык.

ACTFL определяет средний и продвинутый уровни владения языком с помощью тестирования OPI следующим образом.

 

Промежуточный уровень

Лица, говорящие на промежуточном уровне, отличаются, прежде всего, способностью достаточно свободно использовать элементы изучаемого языка, говоря на знакомые темы, связанные с их повседневной жизнью. Они способны комбинировать усвоенный лексический и грамматический материал для того, чтобы выразить собственную мысль. Лица, говорящие на промежуточном уровне, умеют задавать вопросы и справляться с простыми, связанными с повседневными делами, ситуациями. Их речь состоит из отдельных предложений или серии нескольких предложений, в которых употребляется преимущественно настоящее время. Лиц, говорящих на промежуточном уровне, понимают носители языка, привычные к общению с лицами, для которых данный язык не является родным.

 

Продвинутый уровень

 Лица, говорящие на продвинутом уровне, способны активно участвовать в беседе, обсуждая автобиографические сведения, а также темы, представляющие более широкий интерес – местные, общенациональные или международные проблемы, события или новости. Говорящие на этом уровне эффективно используют повествование, описание, сравнение во всех временных рамках – в настоящем, прошедшем и будущем времени. Они способны справиться с возникшим по ходу разговора осложнением, используя соответствующие социолингвистические средства. Речь этих лиц оформлена на уровне абзаца, организованного в соответствии с конкретными коммуникативными задачами. Носители языка, непривычные к восприятию речи говорящих на их языке как на неродном, не испытывают трудностей при общении с теми, кто владеет языком на продвинутом уровне.

 

7. Рекомендации обучаемым при переходе от среднего к продвинутому уровню

В заключение хотелось бы привести рекомендации, которые даются методистами тестирования OPI лицам, находящимся в стадии перехода к продвинутому уровню.

1)        Содержание темы

   Перенести фокус внимания с тем, связанных с положением дел на рабочем месте или в школе (ВУЗе), с хобби или сферы узких персональных интересов на общие социальные темы (последние события в мире, в стране, актуальные проблемы современного общества).

2)        Развитие методов аргументации и дескрипции (описания)

   Применение конкретных речевых стратегий и описаний, отработка грамматики, конструкций и выражений (в первую очередь, увеличение активного лексического запаса слов с китайским чтением – китаизмов) для выражения и аргументирования собственного мнения. Умение говорить на тему прошлого и будущего. Умение строить «законченные высказывания», говорить о содержании фильмов, книг и т.д. 

3)        Пошаговость учебного процесса 

 Говорение единицами предложения → говорение абзацем→ говорение абзацами

  Если посмотреть на критерии тестирования OPI, то можно увидеть четкие критерии оценки длины высказывания собственного мнения. На продвинутом уровне интервьюируемое лицо должно изъясняться текстом, состоящим не из предложений, а из абзаца или даже нескольких абзацев. Если длина высказывания, при наличии других подтверждаемых навыков, соответствует данной норме, то OPI тестирование дает заключение о «продвинутом» уровне. Благодаря четкой системе оценки и преподаватель, и обучаемый могут задавать четкое направление при выстраивании процесса обучения.

 

Литература

  1. Большая Советская Энциклопедия. Издание III, 1969-1978гг.(URL:http://bse.slovaronline.com/В/ВО/8060-VOSTOKOVEDENIE)
  2. Введение в востоковедение // под ред. Е.И. Зеленев, В.Б.Касевич. СПБ: КАРО, 2013. С. 583.
  3. ACTFL Oral Proficiency Interview Tester Training Manual <Japanese Edition>/ACTFL, ALC Press Inc. 1999. С. 150.
  4. The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка) / The Council of Europe, Strasbourg, 2003. С. 247.
  5. 関正昭、土岐哲他編、尾崎明人、椿由紀子他著、『会話教材を作る』−東京、スリーエーネットワーク、2010年. Р. 231.
  6. 山内博之 OPIの考え方に基づいた日本語教授法−話す能力を高めるために−、東京、ひつじ書房、2005年. Р. 190.